История и древний общественный уклад

Часть 1

Остров Рапа был открыт английским капитаном Джорджем Ванкувером случайно 22 декабря 1791 года, через двадцать четыре года после открытия Таити. Вот что записал Ванкувер, когда заметил вдруг на горизонте эту неожиданную землю: «Видны главным образом высокие, крутые горы с очень живописными вершинами в нескольких местах и почти отвесными склонами...» Однако, разглядев вершины в подзорную трубу, мореплаватель заметил на них военные крепости и воинов. Это были знаменитые оборонительные укрепления — па, неизвестные больше ни на одном из полинезийских островов, кроме Новой Зеландии. Представляли они собой нечто вроде феодальных цитаделей, где укрывались воины какого-нибудь из семи островных племен, сражавшихся друг с другом. Только миссионеру Эллису и консулу Моренхуту обязаны мы некоторыми сведениями о ранней истории острова, который в древности назывался то Опаро, то Рапа-Гуэ (Гуэ значит — тыквенная бутыль) из-за особой формы острова с продолговатой выемкой в середине.
Общественный строй на Рапе был таким же, как и на других полинезийских островах. Хижины, как видно из описаний первых путешественников, строились там малеиькие, с травяной крышей, стенами из тростника и единственным отверстием — низкой входной дверью. Подобные хижины, так называемые «арету», я встретил еще в большом количестве в поселке Хауреи, рядом с более современными домами из камня.
Крупных деревьев на острове нет, поэтому большие лодки для морских путешествий здесь всегда были редкостью, что ограничивало связь его с другими островами. Вот поэтому Рапа и оказалась в такой удивительной изоляции. Но по крайней мере одна волна полинезийского переселения на восток, которая докатилась до острова Пасхи, видимо, все же прошла через Рапу, так как открытая полинезийцами земля была названа Рапа-Нуи — Большая Рапа, в отличие от Рапа-Ити, Малой Рапы.
Обычной одеждой у жителей острова, как и повсюду в Полинезии, была тапа, материя из луба, только более грубая и без рисунка. Пища готовилась в земляной таитянской печи, огонь добывался трением двух кусков дерева друг о друга. Основным национальным блюдом всегда было попои—тестообразная масса из клубней таро, которая готовилась тут особым способом. Почти такой же она осталась и в наши дни, а сцены приготовления попои и обряд кормления женщинами мужчин, которые мне удалось увидеть и снять для своего фильма, наверное, с таким же успехом можно было бы наблюдать и несколько веков назад. Брачные отношения на острове Рапа всегда удивляли путешественников. Возможно, что под влиянием первобытного матриархата, все еще очень заметного на Рапе, тут господствовала полиандрия. «Женщина берет себе столько мужчин, сколько может прокормить, и отвергает их, когда ей только заблагорассудится»,— сообщают первые путешественники, побывавшие на острове. Позднее тут установились своего рода свадьбы, но каждый из супругов мог отказаться от другого при малейшей провинности. Мать воспитывала своих детей только до. четырех или пяти лет, а потом они росли сами по себе и жили то в одной семье, то в другой, забывая, кто их настоящие родители. ...