Медицина и происшествия на дороге

Автодорожный травматизм широко распространен в экономически развитых странах. Поэтому его можно отнести к тем массовым страданиям, которые имеют крупнейшее социальное значение. Во многих странах мира смертность от травм <на дороге превысила смертность от всех инфекционных и паразитарных заболеваний, вместе взятых. В 19 странах Европы люди, умершие от автодорожных травм, составляют 42% от числа всех погибших в результате травматизма, в США — около 50%.
Основной вид травм на дороге — повреждения головы. На их долю падает 38,6%- На переломы ног приходится 25,6%, на повреждение грудной клетки — 12,7%» таза — 7,5%, верхних конечностей — 6,8%Более одной трети составляют переломы костей, раны мягких тканей — 22,5%, ушибы и растяжения —17,5%, сотрясения мозга — 13,8%, повреждения внутренних органов — 4,4%.
Больных с подобными повреждениями приходится долго лечить — в среднем 43,4 дня специальными смазками. Это превышает сроки лечения при всех других видах травм.
Тяжесть повреждений, получаемых людьми в результате дорожно-транспортных аварий, зависит от вида происшествия. Так, среди пострадавших от наездов и переездов погибает 38%, от падения с автомобилей—37%, из-за столкновения машины с велосипедистами —32%. Причем около половины несчастных случаев происходит с людьми работоспособного возраста. Среди них преобладают мужчины.
Тяжесть последствий в результате аварий на дороге уменьшается, если пострадавшему оказывается своевременная медицинская помощь. Она делится на три этапа. Первую помощь оказывают очевидцы аварии. В соответствии с договоренностью между Министерством здравоохранения СССР и президиумом исполкома Общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР сейчас на шоссейных дорогах создано более 6 тысяч санитарных постов. Их главная задача — оказать первую медицинскую помощь. Кроме того, отдельные участки дорог общегосударственного и республиканского значения закреплены за лечебными учреждениями. Во многих республиках на перекрестках дорог стоят указатели с координатами ближайшего медицинского пункта или больницы, их адреса и телефоны.
В «Правилах дорожного движения» предусмотрен знак «4.22» — «Пункт медицинской помощи». По нашему мнению, необходимо ввести специальные пояснительные таблицы к этому знаку. Они должны показывать не только расстояние до медицинского учреждения, но и информировать о его характере.
Патрульная служба должна иметь связь со специализированными медицинскими учреждениями, что ускорит оказание квалифицированной помощи, уменьшит число смертных случаев. Целесообразно провести линии связи вдоль автомобильных дорог. Большую пользу могут принести вертолеты: они быстро доставят на место аварии медицинский персонал и быстро эвакуируют пострадавшего.
Второй этап — оказание помощи пострадавшему во время перевозки в лечебное учреждение. Медицинская служба располагает автомобилями «Скорой помощи», оснащение которых позволяет поддерживать сердечную и дыхательную функции травмированного и применять другие необходимые меры.
Помощь на третьем этапе предусматривает необходимое лечение в медицинском учреждении. Важно, чтобы пострадавший был эвакуирован по назначению туда, где ему окажут квалифицированную помощь в полном объеме.
Сейчас необходимо оснастить все посты ГАИ аптечками, носилками, набором шин, накладываемых при переломах. Уже решен вопрос о массовом выпуске аптечек для автотранспорта. Органы ГАИ должны изучать опыт своих прибалтийских коллег, в частности эстонских. В Эстонии все транспортные средства имеют аптечки первой помощи. Это проверяет Госавтоинспекция. И все же максимум усилий надо употребить для предупреждения аварий. При крупных автотранспортных предприятиях сегодня созданы фельдшерские здравпункты, где осматривают водителей перед выходом в рейс. Опыт работы этих здравпунктов показывает, что большое число водителей отстраняется от работы в связи с алкогольным опьянением. Именно это показали здравпункты автотранспортных предприятий РСФСР, Украинской, Белорусской, Литовской ССР.
Несчастные случаи на .дороге \'Гораздо труднее анализировать, чем другие виды травматизма. Поэтому, .пожалуй, не найти другую такую область, где было бы более опасно рекомендовать меры предупреждения, не подтвержденные научными исследованиями. Для разрешения проблемы автодорожного травматизма в Центральном институте травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова организована специальная группа научных сотрудников. Такие же группы созданы в соответствующих институтах в Киеве, Харькове, Тбилиси. Их задача — разработать наиболее эффективные методы оказания медицинской помощи пострадавшим при автодорожных происшествиях.