ПОСЕВ БЕЗ ГРУНТА

В 1965 году руководителю лаборатории Центрального научпо-исследовательского института транспортного строительства кандидату технических наук В. П. Чернавскому попалось сообщение о гидравлическом озеленении. Ученый сразу понял, что этот способ может внести в железнодорожное строительство прямо-таки революционные изменения.
Как раз в это время в лабораторию пришла выпускница Московского института инженеров транспорта Ж. А. Петрова. Жаннетту Алексеевну прислали как инженера, проявившего способности к научной работе. Она стала аспиранткой Чернавского и посвятила гидропосеву кандидатскую диссертацию.
Группа сотрудников под руководством Петровой заложила опытный участок. Даже в самой лаборатории все подоконники были уставлены горшочками и ящичками с травами. А потом был проведен экспериментальный посев трав на откосе железнодорожной насыпи.
Уже через год лаборатория выдала первые рекомендации. Предложили разбрызгивать по склонам насыпей водную смесь семян трав, удобрений, опилок и пленкообразователя. Под образующейся пленкой опилки или рубленая солома сгнивают и становятся дополнительной питательной средой для растений. Определили виды и сорта трав, количество семян, сроки посева. Одновременно испытывались вещества, образующие пленку, которая удерживает семена от смыва с откоса и создает микроклимат для их прорастания.
В качестве пленкообразователей рекомендовали битумную эмульсию и латекс — промежуточный продукт резиновой промышленности. Латекс, материал относительно дорогой, оказался самым выгодным. При нанесении на откос он растягивается в тончайшую пленку, и на единицу площади его тратится немного. Такая пленка способна выдержать богатырские нагрузки. Над трассой железной дороги прошли ливневые дожди и сильно размыли недавно возведенное полотно. Местами потоки воды изрыли его на полуметровую глубину. А участок, накапуне политый латексом, остался неповрежденным. Тончайшая пленка спасла насыпь.
Для неплодородных грунтов отработали технологию, состоящую из двух этапов. Сначала на откос наносят гидросмесь семян и торфяной крошки, а затем — смесь латексной эмульсии и опилок.
В орбиту гидропосева втягивались все новые и новые силы: проектно-конструкторское бюро «Главстроймеханизации» разрабатывало опытные образцы гидросеялок, институт «Оргтрансстрой» и строительные тресты проводили испытания этих сеялок на строительстве Большого кольца Московской окружной железной дороги и железнодорожной линии Микунь — Кослан. Производственные испытания подтвердили: да, гидропосев обеспечивает образование нормального травяного покрова безо всякого питательного грунта.
Внедрить гидропосев было очень заманчиво. В тресте «Уралстроймеханизация» в рекордный срок две поливочные машины переоборудовали в гидросеялки. Прямо из центральных мастерских треста их отправили на строительство железных дорог Тюмень— Сургут и Тавда — Устье Аха. Для внедрения нового метода на трассы выехали ученые и специалисты-производственники. Но дело продвигалось туго.
Постоянно забивались насос, трубопроводы и насадки. Чтобы ликвидировать пробку, разбирали всю систему и сливали остатки рабочей смеси. Инженеры Е. С. Стрельников и Е. И. Дергунов гидравлическое перемешивание заменили механическим. Уменьшили длину и увеличили диаметр трубопроводов. И хотя гидросеялка переделывалась в спешке за одну ночь, она стала несравненно более надежной, чем была раньше. Только по-прежнему часто забивался кран трубопровода. Механизаторам надоело разбирать фланцевые соединения, чтобы чистить кран. И они предложили просверлить в его корпусе два отверстия. Если кран закрыт, канал в его пробке становится поперек трубы, совмещается с отверстиями и просматривается насквозь. Теперь прочистить его «ершиком» — секундное дело.