ДОРОГАЯ ДЕШЕВИЗНА

Глаза пассажира, прильнувшего к окну вагона, равнодушно скользят по бесконечному травяному ковру железнодорожной насыпи. Чаще всего он не знает, что трава посеяна специально и переплетающиеся корни растений образуют прочный дерн, предохраняющий откосы от эрозии. И не будь этих крепких подземных объятий, неизбежно разрушение железнодорожного полотна.
Биологическая защита, то есть озеленение,— самый распространенный способ укрепления земляных сооружений. Если их покрыть дерном или засеять травами, образуется надежная рубашка из слоя земли, прошитого корнями растений.
Посев многолетних трав издавна считается самым простым и дешевым способом укрепления откосов. Засевать их травой гораздо проще и дешевле, чем покрывать дерном или заковывать в бетон. Но специалисты знают, как сложна эта простота и как дорога эта дешевизна. Самая трудная работа — заготовка, перевозка и распределение по откосу питательного групта. Его нет в таежных и заболоченных местах. Приходится привозить издалека.
Однако текущие расходы ничто по сравнению с той ценой, какую придется платить в будущем, причем в самом ближайшем. Дело в том, что изъятие верхнего плодородного слоя почвы обескровливает сельское хозяйство. Заготовка грунта ведется во все возрастающих масштабах. Ежегодно опустошаются миллионы квадратных метров плодородных земель. Органический же слой почвы — гумус — восстанавливается на сотые доли миллиметра в год. Практически это невосполнимые потери.