На экрана человек оыстро и четко говорит в микрофон. Его все время перебивают голоса из динамиков. Это, как вскоре выясняется, голоса командиров рейсовых самолетов. А человек у пульта — диспетчер аэропорта, ведущий самолеты на посадку. По мере роста информации, поступающей к диспетчеру и требующей немедленного ответа, растет и темп его речи.
И вдруг — стоп! Приказ диспетчера: «Отвечать только на мои запросы, отвечать только на мои запросы». Он вызывает самолеты один за другим. Его распоряжения фиксирует магнитофон и немедленно повторяет их по другому каналу связи, в то время как человек у пульта запрашивает следующий экипаж.
— Такими приемами опытный диспетчер значительно повышает надежность своей работы,— комментирует диктор. Нужно добавить — в условиях острого дефицита времени. Это эпизод из фильма «Кто у пульта?», фильма об инженерной психологии. Что это за наука? Каков ее предмет? Каковы цели и средства познания предмета? Инженерная психология изучает человека как управляющее звено в системе «человек—машина», изучает нервно-психическую деятельность оператора — летчика, водителя пассажирского автобуса или грузовика-тяжеловоза, диспетчера аэропорта или химического предприятия.
Такие исследования нужны конструкторам, которые разрабатывают пульты управления, размещают на них сигнальное табло, контрольные приборы и стремятся делать это с учетом психологических возможностей операторов, создать для них максимально комфортные условия работы, свести к минимуму возможность ошибок или сбоев. Короче, повысить надежность системы «человек — машина».
Эпизод фильма, где диспетчер аэропорта работает в условиях острого дефицита времени, достаточно типичен для работы людей, так или иначе связанных с управлением машиной. Впервые с этой проблемой столкнулись летчики-истребители. На высоких скоростях они не только не успевали осмыслить показания приборов, но не успевали даже просто их воспринять. Темп смены показаний лежал за порогом зрительных возможностей человека.
В картине много внимания уделено экспериментам в области зрительных восприятий — зрение наиболее полный источник информации о внешнем мире. Авторы останавливаются на том, какова должна быть экспозиция, чтобы испытуемый узнал мелькнувшую на экране цифру, надолго ли он запоминает случайный набор букв, на том, какую роль играет угол обзора приборной шкалы.
Здесь нет мелочей, важно все: и как движется глаз вслед за меткой на экране, при какой скорости и смене траекторий он сможет ее догнать, а стало быть, и опознать сигнал. Данные фиксируются специальными датчиками и обрабатываются ЭВМ.
Есть еще один аспект поведения «человека у пульта» — экстремальные условия — авария, тревога, острая нехватка времени. Здесь многое зависит от индивидуальности оператора, его тренированности, хладнокровия, находчивости, от целого комплекса психологических качеств. Каждый оператор всегда находится в состоянии ожидания, вырабатывает для себя собственную стратегию ожидания, соответствующую его психологическим данным. В фильме есть интересный опыт, показывающий, сколь по-разному слагается эта стратегия у людей разных эмоциональных типов. Это может быть твердая устойчивость, азарт, гибкость, когда стратегия ожидания, не давшая результатов, сменяется другой, по мнению испытуемого, более перспективной.
Большинство экспериментов сняты в Белорусском филиале ВНИИ технической эстетики.
Автор сценария и режиссер
Б. Шейнин, оператор
Е. Соколов. Консультан-
ты — профессор Ломов
Б. Ф., директор Института
психологии АН СССР, про-
фессор Крылов А. А.,
заведующий кафедрой пси-
хологии ЛГУ.
Б. Шейнин, оператор
Е. Соколов. Консультан-
ты — профессор Ломов
Б. Ф., директор Института
психологии АН СССР, про-
фессор Крылов А. А.,
заведующий кафедрой пси-
хологии ЛГУ.