СОЦИОЛОГИИ НАУКИ

В середине XX века оформилась в самостоятельную отрасль научного знания новая дисциплина, предмет изучения которой — сама наука и прежде всего естествознание и НЛП. Одним из ее зачинателей был прогрессивный английский ученый и общественный деятель Джон Бернал A901—1971), приступивший к разработке данного круга проблем еще в 20—30-х годах нашего века. Эта новая дисциплина получила название «наукознавство» (в Польше), «наука о науке» — «$аепсе о! заепсе» (в Англии и США) и «науковедение» (в СССР).
Как и любая научная отрасль, науковедение имеет свою теоретическую основу (или свой теоретический аспект) и свою практическую, прикладную направленность. Такая ее направленность определяется конкретными задачами организации, управления и планирования науки. Вполне понятно, что в нашей стране, где все народное хозяйство строится на основе принципа социалистического планирования, такого рода задачи в отношении науки встали уже в первые годы и даже в первые месяцы существования Советской власти. Достаточно вспомнить набросок плана научно-технических работ Академии наук, составленный Лениным спустя менее полугода после Октябрьской революции. В дальнейшем все более подробные планы развития науки в нашей стране включаются в планы каждой новой пятилетки.
Научно-техническая революция, развернувшаяся широким фронтом в середине XX века, со всей резкостью и неотвратимостью выдвинула требование срочно овладеть делом управления наукой, делом планирования ее развития во всех странах мира, де эта революция получила достаточно мощное развитие. И это потому, что начиная уже с 40-х годов, а в еще большей степени в 50-х и 60-х годах роль науки в жизни и развитии современного общества стала возрастать и продолжает неуклонно расти, причем в\' неизмеримо больших масштабах, чем это было когда-либо раньше. Вот почему теперь о необходимости планировать науку и управлять ее развитием заговорили не только марксисты, но и представители противоположного лагеря на Западе. Это стало поистине насущной потребностью современной эпохи. Правильно ставить и решать сложнейшие задачи, касающиеся организации, управления и планирования науки, можно лишь при строгом соблюдении научного, объективного подхода . к данному кругу явлений. Для этого надо знать объективные законы, которым следует развитие науки, овладеть ими и уметь оперировать ими на \'практике. В самом деле, ведь только знание законов изучаемых процессов дает возможность прогнозировать их развитие, улавливать их тенденцию, без чего не может быть осуществлено управление и планирование этих процессов, в том числе, следовательно, и науки.
Путь к познанию законов развития науки лежит через изучение истории науки. Ибо движение науки в настоящем и будущем есть закономерное продолжение ее предшествующего исторического развития. Таким образом, история науки, история естествознания из чисто описательной дисциплины превращается в теоретическую, образуя собой важнейшую основу всего науковедения. Теоретический аспект науковедения включает в себя прежде всего следующие три больших круга вопросов: 1) социологию науки, выясняющую связи между наукой и обществом, зависимость характера этой связи от классовой природы данного общества, обусловленность науки потребностями материальной общественно-исторической практики человечества и обратное — активное воздействие науки на эту практику; 2) теорию, методологию и логику науки, включая сюда изучение науки как системы, ее внутренней структуры, классификации наук, теорию развития науки; 3) психологию научного творчества и вообще научной деятельности, изучение роли отдельных ученых и целых научных коллективов в развитии науки.
Большой интерес представляют работы академика Н. Н. Семенова в области социологии науки.
По материалам - http://www.erho.ru/