Как читать дорогу

Растут потоки транспорта на улицах и дорогах. Все сложней становится задача— обеспечить водителей «путевой информацией»: символика дорожных знаков превратилась, по существу, в особый язык. Предупреждения, указания, ограничения... О них говорят не только знаки и указатели, установленные вдоль трассы, но и специальная разметка, которую наносят прямо на покрытие дороги, на придорожные сооружения. Где и как должны размещаться все эти линии, стрелы, полосы, какого размера, цвета они должны быть, и определяет новый государственный стандарт (ГОСТ) «Разметка дорожная», утвержденный в прошлом году Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР и введенный в действие с 1 января 1975 года.
В соответствии с новым ГОСТом устанавливаются два вида разметки — горизонтальная, которая наносится на покрытие проезжей части улиц и дорог, и вертикальная— для опор мостов, бордюров и т. д.
Основной элемент горизонтальной разметки — белая линия-полоса. Нанесенная посередине шоссе, линия разделяет встречные потоки транспорта; проведенная вдоль обочины — показывает край проезжей части; перечеркивая дорогу поперек, предупреждает о месте остановки.
— ГОСТ ¦~~~определяет, когда возникает необходимость в нанесении линий. Продольная разметка для разделения встречных транспортных потоков наносится на улицах и дорогах, ширина которых равна (или превышает) 6 м, а интенсивность движения превышает 1 000 автомобилей в сутки. Стандарт предусматривает целую иерархию разделительных линий — сплошных, прерывистых (штриховых), двойных. И в каждом случае использование определенного вида разделителей основано на точном расчете восприятия водителя в зависимости от скорости.
К примеру, на дорогах, где скорость может превышать 60 километров в час, линия, разделяющая встречные потоки, состоит из отдельных штрихов от 3 до 4 метров длины каждый, с расстоянием между ними от 9 до 12 метров. На дорогах, где движение ограничено скоростью 60 километров в час, штрихи становятся короче\'— от 1 до 3 метров, уменьшается соответственно и расстояние между ними C—9 м).
В ГОСТе приведены весьма интересные данные о так называемом «расстоянии видимости» (речь идет о том расстоянии, на котором предмет высотой в 1,2 метра над уровнем проезжей частя дороги виден водителю, уровень глаз которого находится также на высоте 1,2 метра). Оказывается, если автомобиль движется со скоростью 30 километров в час, такой предмет можно увидеть вовремя и успеть затормозить на расстоянии 80 метров; при увеличении скорости до 40 километров в час расстояние возрастает до 100 метров. На скорости 60 километров в час оно равняется 150 метрам, 80 километров в час — 200 метрам, 100 километров в час — 280 метрам.
На участках, где видимость меньше минимальной, указанной в ГОСТе, сплошная белая линия разметки запрещает обгон. ГОСТом предусмотрены новые виды разметки, способствующие повышению безопасности движения. Это— обозначения, обязывающие водителя уступить дорогу на перекрестке, разметка переездов для велосипедистов. Б числе новинок — зигзагообразная линия желтого цвета, обозначающая естано&нч автобусов, троллейбусов, стоянки такси. Предупреждающую разметку (чередование наклонных белых и черных полос) в соответствии со стандартом наносят на опоры мостов, на порталы туннелей, парапетов и т. д.
Линии, запрещающие остановку и стоянку транспорта, а также обозначающие остановку автобусов, троллейбусов и такси, должны быть желтого цвета. Все остальные линии горизонтальной разметки — белые. ГОСТ «Разметка дорожная» разработан НИИ безопасности дорожного движения МВД СССР и ГипродорНИИ в соотвэтствии с международной Конвенцией о дорожных знаках и сигналах A968 г.) и дополняющим эту Конвенцию Европейским соглашением.
И. ГУБАРЕВ.