Часовой мастер

О ЧАСОВЫХ МАСТЕРАХ


На каждом заводе, о часоной завод не исключение, есть свои мастера «золотые руки». Один из таких специалистов на 2-м Московском часопом заводе— Анатолий Молотков, старший инструктор-сборщик цеха № 19. (В этом цехе собираются самые сложные на сегодняшний день механические наручные часы с автоподзаводом и двойным календарем.) Анатолий Молотков не просто умеет отлично собрать часы, но, главное, знает, где, в каком узле нужно искать неполадку, если часы после сборки на конвейере не выдержали испытания. Он любит часы, влюблен в свое дело, но с улыбкой замечает: «Моя профессия — дело уже отживающее. Будущее часовых мастеров — электроника, причем на самом высоком уровне».
В какой-то степени он прав, но ближайшие десятилетия останутся еще эпохой механических приборов времени и специалистов для часовой промышленности потребуется немало. Специалистов самого широкого профиля: металловедов, механиков, приборостроителей, дизайнеров, электроников и, конечно, «чистых» часовщиков. К сожалению, потребность в специалистах определяется не всегда точно, а специалисты, придя на предприятие, вынуждены долгое время учиться часовому делу на месте, приспосабливать свои знания к новому для них делу. И получается, что инженер, окончив вуз, проходит еще одно учебное заведение — завод. Образно говоря, специалисты высокой квалификации, настоящие часовых дел мастера получаются... самоучкой. И не в этом ли кроется причина, что по сей день в нашей стране столько типоразмеров часовых механизмов, сколько часовых заводов?
— С часами та же картина, какая наблюдалась в свое время с телевизорами,— говорит Анатолий Молотков.— Каждый завод телевизоров, как многие помнят, «лепил» свою собственную схему, даже штеккер для антенны делал индивидуальный. Конечно, мастера и телеателье при ремонте мучились и проклинали изготовителей. Когда Министерство радиопромышленности разработало унифицированные схемы для каждого класса телевизоров, все встало на свои места. В часовой промышленности, видимо, необходимо аналогичное: создать для каждого класса часов базовый механизм, унифицировать детали, а то сейчас даже крепежные винтики у каждого часосого завода индивидуальные...
Поэтому в ремонтных мастерских не каждый мастер возьмется чинить любые часы, а в небольших городах часовые мастера зачастую сами вынуждены вытачивать сломавшуюся деталь: иметь запчасти для часов всех заводов физически невозможно.