СПАСЕННЫЕ МИЛЛИОНЫ

Осенью 1969 года я приехал на трассу Тавда — Устье Аха, чтобы подготовить сценарий технического кинофильма о новом методе. Утро выдалось хмурое и слякотное. Надоедливо моросил дождь, и я едва отыскал на станционных путях гидропоезд.
Я увидел приткнувшийся у самого стрелочного поста мотовоз, а в сцепке с ним — заваленную мешками платформу с покрытой белыми потеками поливочной. машиной. Это и была гидросеялка.
Над задней частью автоцистерны приварена рабочая площадка. К стояку ржавой проволокой наспех привязан резиновый шланг, оканчивающийся обыкновенным пожарным брандспойтом.
Началась заправка гидросеялки. Рабочие сыпали в люк заранее расфасованные в мешки семена трав, удобрения и опилки, заливали латекс. Заработала мотопомпа, заполняя цистерну водой, и поезд медленно двинулся вперед. Уже на ходу шофер гйдросеялки включил перемешивание.
Гидросеяльщик стоял на рабочей площадке и, плавно покачивая брандспойт, поливал откос. Выглянуло солнце, и стало видно, как конец сверкающей дуги веером ложится на голую почву, оставляя в ее неровностях лужицы латекса, белого, как молоко.
Когда гидропоезд остановился, все высыпали на полотно и, присев на корточки, принялись разглядывать откос, покрывшийся кашицей опилок, и зернышки семян, густо равномерно вкрапленных в белесую полупрозрачную жидкость. Пленка образовалась!
Позже я с удовольствием записывал в блокнот первые итоги гидропосева: производительность— тысяча квадратных метров в час, требуется в 25 раз меньше труда, чем при ручном севе, обходится вчетверо дешевле...
С помощью нового метода засеяны травой участки полотна Большого кольца Московской окружной железной дороги, линий Микунь — Кослан, Архангельск — Карпогоры, Тавда — Устье Аха, Ивдель — Сергино, Тюмень — Сургут, Сургут — Нижневартовск и других железнодорожных магистралей. К осени 1974 года Министерство транспортного строительства уже обсеяло гидравлическим способом почти 4 миллиона квадратных метров. Это означает, что по крайней мере 4 миллиона квадратных метров плодородных земель спасено от опустошения. Да еще сбережено более 500 рублей на каждой тысяче квадратных метров. Экономия зависит в основном от того, как далеко пришлось бы возить грунт. На Урале и в Сибири это расстояние достигает 200 километров.